Русское богатырство в борьбе с "народной амнезией"
Марина Шабалова. Информационный отдел Хабаровской епархии24.12.2013
20 декабря 2013 года заведующий реставрационной мастерской музея города Хабаровска, основатель клуба военно-исторической реконструкции «Град-Китеж», Романов Сергей Викторович представил программу «Русское богатырство» школьникам села Маяк. Посещение посёлка прошло в рамках цикла интерактивных занятий, организованных Миссионерским отделом Хабаровской епархии. Подобные занятия уже прошли в ряде других поселков Хабаровского и Нанайского районов края.
Глаза мальчишек загораются при виде меча, один в один похожего на тот, которым Илья Муромец сражался с неприятелем. Присмирели даже хулиганы – ждут, когда им дадут примерить кольчугу и шлем знатного воина 15 века.
В течение десяти лет Сергей Викторович рассказывает о русских воинских традициях студентам, школьникам и военнослужащим. Обычно с собой привозит тяжелый груз. Мечи, кольчуги, доспехи и шлемы не отличишь от подлинников - мастер сделал их своими руками по старинной технологии.
«Главная задача курса - не столько дать информацию, сколько вызвать чувство сопричастности к родной истории», - говорит исследователь. Отсутствие интереса к истории своей страны Сергей Викторович называет не иначе, как «ретроградная амнезия». Терминатора и Человека-паука дети знают лучше, чем реальных исторических героев - Илью Муромца и Добрыню Никитича. Автор программы предлагает свой метод лечения - «дать возможность потрогать историю своими руками». Художник-бутафор по профессии за свою жизнь изготовил немало театральных костюмов и предметов старины. Копии исторических документов, фотографии памятных мест так же создают на уроках особую атмосферу.
Романов показывает портрет Ильи Муромца, воссозданный историками и криминалистами по костям богатыря, захороненного в Киево-Печерской лавре. «Силы этот человек был огромной, но никогда не применял ее без крайней необходимости. Мало кто знает, что Илья Муромец – человек праведной жизни. 1-ого января Православная Церковь чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, в ближних (Антониевых) пещерах почивающего. Мощи святого остаются на протяжении многих веков нетленными.
Знаменитый потомок богатыря - Иван Афанасьевич Гущин жил в XIX веке и подобно своему великому предку, обладал неимоверной физической силой. Для того, чтобы не покалечить людей он бился, заложив руки за спину, работал одним корпусом».
Сергей Викторович убежден: русское военное дело всегда имело глубокую духовную основу, а русское богатырство было разновидностью церковного служения. «Если мы помним свою историю и культуру, то нам есть за что воевать, и мы сможем победить любого врага», - заключает исследователь. Русского воина, прежде всего, ценят не за то, что он профессионально владеет оружием, а за то, что, рискуя своей жизнью, он способен защитить Отечество. Русские богатыри всегда помнили заповедь о том, что "нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя".