Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Хабаровска.
Руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии.
Преподаватель Хабароовской духовной семинарии.
Я проживаю в Хабаровске, в нашем дворе за гаражами жили бездомные собачки (события которые я описиваю происходили в мае 2013 года), любимцы двора. Жители построили им будку, кормили. Благодарные собачки всегда сидели с "бабуськами" рядом со скамейкой. Никаких претензий у жителей дома не было, но нашелся человек который позвонил в службу уничтожения животных, и собачек убили. Как выяснилось, этим человеком оказалась жительница нашего дома, работница духовной семинарии. Вопрос: такая мораль (убить слабого и беззащитного) принята только в Хабаровской епархии (это ваш работник) или везде? Скажу сразу, я не безбожник, но и не помешан на вере, но верую, но если вы (служащие в Церкви) считаете что это нормально, то стану очень сомневаться.
Павел Владимирович К.
Ваш вопрос содержит несколько аспектов, на каждый из которых нужно ответить отдельно.
Во-первых, каждый человек поступает так, как считает нужным. И то, что он работает в семинарии, не означает, что его мнения и поступки мотивированы исключительно церковными канонами. В нашей семинарии работают и люди, не имеющие особого отношения к Церкви, и они прекрасно выполняют свои обязанности - нисколько не хуже, чем верующие.
Во-вторых, вопрос о собачках. По тону Вашего письма видно, что вопрос для себя Вы уже решили в определенном ключе: милые-добрые собачки, зловредная тетка, убивающая слабых и беззащитных. Но давайте поразмыслим. Надо сразу оговориться, что конкретно такого случая в Библии не описывается, поэтому нам придется исходить из духа и логики Писания. И конечно же, этот дух - любовь. Если мыслить в логике Вашего письма, то женщина поступила против любви. Но ведь могут быть и другие мнения по этому вопросу. Вы пишете, что у жителей не было претензий. Можем ли мы это знать точно? Ведь для такого утверждения нужно опросить всех жителей. К примеру, как отец троих детей я крайне недоволен той сворой бездомных собак, которая обитает в моем дворе. Их боятся мои дети, да и сам я порой побаиваюсь идти один, так как собаки в стае непредсказуемы, и даже совершенно безобидная в одиночестве дворняга - в стае становится агрессивной. Кроме того, бездомные собаки - разносчики опаснейших инфекций: бешенства, лептоспироза, эхинококкоза, токсокароза и др. Они роются в песочницах, где играют мои дети, испражняются там. При этом по закону я ничего не могу сделать с этим. И хотя я имею претензии к этим "собачкам", мое мнение не учитывается рядом сердобольных старушек, которые регулярно кормят эту все растущую свору. А вообще-то, ошибся: кормят нерегулярно. Поэтому они часто голодные, роются в мусорных контейнерах и по пятам ходят за людьми. Опросите своих соседей, у которых есть дети, и думаю, что Вы встретите и мнения, отличающиеся от Вашего. Но идем дальше.
Теперь о женщине, вызвавшей специальную службу. Знаете, чужая душа - потемки. Возможно, она - действительно зловредная старуха, жаждущая крови слабых и беззащитных. Но многолетний опыт священства научил меня не делать поспешных выводов о людях. Тем более, выводов отрицательных. Ведь мы не знаем, почему она это сделала. Порой, когда узнаешь судьбу совершенно обыденного, заурядного на первый взгляд человека (а к священнику приходят люди на исповедь), понимаешь, как хорошо, что тебе Господь не дал таких испытаний. Можем ли мы знать - может быть, один из растерзанных "добрыми собачками" детей был ее внуком? Новости об этом постоянно попадают в поле зрения. А сколько еще случаев, о которых не знают СМИ? И ведь добрые соседи, кормившие тех "собачек", тоже к ним претензий не имели и искренне думали, что делают доброе дело. И может быть, она приняла решение, руководствуясь вовсе не кровожадностью, а именно любовью? Только любовью к детям. И Бог, а не я и не Вы ей Судья. Потому что современная ситуация с бродячими собаками в реальности часто ставит нас перед выбором: или любить собак, или любить людей. Конечно, было бы прекрасно, если бы строились приюты для таких животных, и т.д., и т.п.. Но опять, к сожалению, мы живем не в мечте, а в реальности: у нас нет хосписов для бомжей, пенсионерам не на что купить лекарства, многодетные семьи живут в однокомнатных квартирах. И в этой ситуации тратить ресурсы на собак - как минимум под этическим вопросом. Но не будем высоко улетать - все равно эти вопросы не мы решаем. Мы сейчас вообще ничего не решаем, кроме своего отношения. Отношения к людям и к собакам. И на мой взгляд, к людям надо относиться как к людям, а к собакам - как к собакам, а не наоборот. Дай Бог нам всем научиться пониманию, состраданию, прощению. И дай нам, Господи, мудрость все это правильно применять.
Тема:
Как верующий должен относиться к бездомным животным
Здравствуйте. Огромное спасибо о. Стефану за такой прекрасный ответ на данную тему. Абсолютно полностью разделяю его точку зрения. Я сама - человек верующий; и тоже давно меня мучил этот такой непростой вопрос: на исповеди даже спрашивала - подкармливать ли. У нас во дворе тоже есть 2 человека, которые особо опекают и кормят таких собак. И с одной стороны - мне бездомных собачек очень и очень жалко. Но здесь кроется какой-то парадокс - выкармливая таких животных, люди помогают своими же руками ещё больше плодиться таким бедолагам. Я хожу на работу очень рано, возвращаюсь поздно - и я всегда с опаской прохожу мимо таких собак - ведь действительно много случаев нападения. На примере знакомых знаю, что даже домашние любимцы иногда набрасываются и кусают своих хозяев - что уж говорить о бездомных. Летом же вообще не дают нормально выспаться и отдохнуть, т.к. громко лают ночью или утром. Сейчас действует программа по отлову и стерилизации бездомных животных. Будем надеяться, что полудиких стай станет намного меньше.
Замечательный ответ.
В каком-то христианском источнике встречал утверждение о том, что для животного проявление любви со стороны человека - это его единственная награда в этой жизни. По большей части, это касается домашних животных, и бродячие собаки в этом плане, видимо, сходны с человеком, который отпадает от Господа. Т.е. либо хозяин бросил их, либо они сами сбежали, либо родились вне человеческого жилья. Понятное дело, что есть бродяжки, которых люди охотно берут в дома. Но к стайным собакам это не относится. Разумеется, мы должны проявлять любовь и сострадание к каждой живой твари, но если эта тварь представляет исключительную опасность для окружающих, с ней следует бороться.
Вспоминается фильм "Белый Бим Черное ухо".. И как все-таки должно относится к бездомным животным из ответа непонятно. Эх , люди... Животные то из-за нас страдают
Тема:
Как верующий должен относиться к бездомным животным?
о. Стефан говорит здравые вещи. В советское время такой проблемы не было, бездомных собак отстреливали, а виновны в судьбе собаки - бывшие хозяева, а не спец.службы. А такие "горелюбители" собак ненавидят детей и людей. Впечатление, что нам насаживают эту проблему искусственно, как и гомосексуализм, и педофилию и другие мерзости. Стоит, в обсуждении поднять какую-либо проблему, всегда найдутся очень эмоциональные индивиды истерично обвиняющие в нетерпимости, кровожадности, жестокости, причем очень однобоко. Тогда нельзя убивать коров, лошадей, свиней, баранов - мы их едим, а эти животные очень милые, умные, добрые, а где-то убивают кенгуру, даже дельфинов и китов. А еще надо запретить дератизацию - крысы и мышки - тоже очень миленькие, и умные. Идет агрессивная подмена - интересы собак ставят выше интересов людей, и при этом проблемы не решаются. Среда города загаживается, весна самое неприятное время года в городе - снег тает и оседают многослойные отложения экскрементов. А задавленные и размазанные по асфальту трупы животных? И краснокнижного тигра, если он напал на человека уничтожают, а собаку, покусавшую человека?Если стало много волков - охотоведы, отстреливают определенное количество, чтоб популяция других животных не страдала, и чтоб сохранить популяцию самого волка. А в городе тоже должно быть равновесие, а то собаки скоро выживут детей и людей из города...
"У нас с ними одно дыхание...Эту фразу я прочла в книге Войно-Ясенецкого "Дух душа и тело".И еще,животные не были хищными до грехопадения Адама и Евы...Помню давно прочла статью в газете.Пишет один мужчина,как он, как-то, возвращаясь домой после обильного " перепития,"упал в канаву и заснул.Просыпается окруженный стаей бездомных псов,которые спали с ним ,согревая его своим горячими телами...Можете себе представить,что было бы с человеком,если бы ни эти псы...И очень жаль,что некоторые люди ограждают своих детей от этих"грязных,вонючих,озлобленных"как принято их считать,собак.О каком этическом воспитании может идти речь?A кто их делает озлобленными?не наше ли озлобленное общество?А у них есть душа и плакать они умеют...а в стае и люди становятся хищниками,вспомните Украину этого года...Не убивайте люди бездомных собак!А кто это хоть раз сделал,на том человеке грех!будем за них молиться,чтобы они стали человечнее.
Тема:
кАК ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОТНОСИТЬСЯ К ЖИВОТНЫМ
Если человек кроток и смирен в него входит Святой дух,В душу злобного человека Святой Дух не войдет,хоть ты каждый день ходи в храм...Господь сказал:Что ты сделал одному из малых сих,то ты сделал Мне.(простите,если не дословно процитировала)
Галина Я сегодня видел как в новогодней суете все пробегали мимо скромного бездомного человека в ужасном рванье не замечая его, причем многие от него шарахались как от бешеной собаки. А вы тут рвете горло за собак. Я вам на своем случае раскажу как в нашем дворе сердобольные старушки кормили под моим подъездом собаку которая кидалась на меня когда я выходил. На мое предложение перенести ее к ним домой они отказывались. Пришлось выгнать собаку силой. Так они увидели во мне просто зверя. Странное получается отношение. Домой на воспитание взять не хотим, так прикормили а другие должны теперь что тоже из за этих собак разводить питомники. А их становилось все больше и больше. Не все доброе дело является таковым если делать его безума.
Совершенно согласна с ответом служителя. К людям надо относиться как к людям, а к собакам - как к собакам. У меня маленький ребенок. Однажды мы встретили на улице здоровенную овчарку, в ошейнике, но без намордника. Она, увидев нас, ощетинилась, присела, и рыча, стала красться к коляске. Вы не представляете моего ужаса, если у вас нет детей.
Слава Богу, у меня с собой был зонтик и я успела его раскрыть прямо перед мордой пса. Пес от неожиданности шарахнулся и стал подкрадываться с другой стороны.
Я стала тыкать в него зонтиком чтобы хоть как-то отбиться.
В это время мимо проходил мужчина, и веселым таким голосом говорит: "Не бойтесь, это собака нашего соседа, она не кусается!"
А эта некусачая собака продолжала нападать. Я сказала мужчине, что если он мне не поможет и не уведет собаку, я заявлю в полицию и на него, и на соседа, и собаку убьют.
Угрозы сработали - мужчина пса увел.
Я не желаю крови невинных и слабых, но когда есть угроза жизни моему ребенку, тут уж извините, любители собачек, эти ваши любимые зверюшки не такие уж слабые и беспомощные.
Я купила шокер для собак и периодически им пользуюсь. И не считаю это грехом.
Грех - выбрасывать собаку на улицу.
А тем, кто собачек любит - почему бы не взять их к себе жить или не пристроить к родным - знакомым? Ну или почему бы не объединиться и не организовать приют для собак?
У нас в городе активисты организовали. Деньги собирают как могут - просят у предпринимателей, у Администрации, устраивают благотворительные вечера.
Кому жалко собак - займитесь, покажите на деле свою любовь к животным.
Абсолютно и полностью согласен с батюшкой. Я отец ребенка на которого напала именно такая стая прикормленных “добрых" собачек, при чем мой ребенок был третьим по счету в нашем дворе, спасибо "добродетелям“!
К сожалению, у батюшки нет доброты и любви к братьям нашим меньшим,это чувствуется в ответе.А Бог он видит,кто поможет хоть раз в жизни несчастной собаке, а кто и мимо пройдет и детей своих научит такому же отношению...
* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается полиелейная служба Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - чтения дня и Отцов Поместного Собора: Рим., 99 зач., VIII, 31-39.Лк., 105-106 зач., XXI, 8-19.