Хабаровск православный Епархия Святые и подвижники Новомученики Жизнеописание священномученика Леонида Серебренникова

Жизнеописание священномученика Леонида Серебренникова

12.02.2024

Священник Леонид Константинович Серебренников, сын священника Константина Алексеевича Серебренникова Груздово-Полочанской церкви Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне Вильнюс).

Родился 14 апреля 1894 года. В августе 1904 г. (в десять лет) поступил в первый класс Виленского духовного училища. Учился хорошо, к поведению нареканий нет. По окончании курса в 1910 году в Виленском духовном училище Леонид Серебренников причислен училищным правлением ко второму разряду училищных воспитанников с преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в духовном училище и удостоен перевода в первый класс духовной семинарии (в 16 лет).

Через год по состоянию здоровья был вынужден покинуть семинарию с отличным поведением. 14 ноября 1911 года при литовской духовной семинарии успешно выдержал экзамен на звание псаломщика. Резолюцией Его Высокопреосвященства архиепископа Виленского и Литовского Агафангела (Преображенского) (будущего священноисповедника) назначен в 1912 году временно исполняющим обязанности псаломщика Дубинской церкви. Журнальным постановлением от 31 мая 1914 года за №1209 утверждением Его Высокопреосвященства освобожден от врио псаломщика и назначен штатным псаломщиком при Дубинской Свято-Георгиевской церкви. В 1915 году допущен к сдаче экзаменов на священника.

5 мая 1915 года Леонид Серебренников повенчан первым браком в 21 год с девицей православного вероисповедания Ксенией Даниловной Шапаренко 18 лет от роду, дочери крестьянина. Супруга состояла учительницей церковно-приходской школы села Дубинское. Таинство брака совершено в Груздово-Полочанской церкви священником Гордиловской церкви Ошмянского уезда. В 1915 году Леонид Серебренников являлся слушателем московских пастырских курсов.

Рукоположение в диакона состоялось 26 декабря 1915 года в храме Воскресения Христова в Покровском монастыре в Москве с причислением его к Тобольскому собору (21 год).   Рукоположение совершил епископ Иннокентий по поручению Преосвященнейшего Модеста, епископа Верейского, викария Московской епархии.

Рукоположение в иерея состоялось 27 марта 1916 года в храме Воскресения Христова в Покровском монастыре в Москве с причислением его к Благовещенскому собору г. Благовещенска.   Рукоположение совершил епископ Иннокентий по поручению Преосвященнейшего Модеста, епископа Верейского, викария Московской епархии.

23 мая 1916 года, окончивший пастырские курсы священник Леонид Серебренников назначен епископом Евгением (Зёрновым), будущим священномучеником, священником Ново-Покровского переселенческого прихода с откомандированием в село Лермонтовское (ныне село Лермонтовка Хабаровского края) Приморской области для временного исполнения пастырских обязанностей.

Резолюцию Его Преосвященства за №48 от 2 января 1917 года священник Ново-Покровского прихода Леонид Серебренников согласно прошению перемещен к Покровской церкви села Лермонтовского Приморской области (ныне село Лермонтовка Хабаровского края).

В эти годы ситуация на Дальнем Востоке была очень напряженной. Гражданская война на Дальнем Востоке заключалась в частой смене политических режимов, наличии среди населения, не определившегося в своих политических воззрениях, большого количества оружия, значительном влиянии интервентов на социально-политические процессы региона, удаленности и замкнутости края и др. В этом противостоянии выделялись крупные партизанские отряды, организованные по образцу воинских подразделений, состоявшие из сторонников определенных политических или общественных сил, и отдельные группы, которые можно охарактеризовать как повстанческие. Многие являлись носителями идей анархизма в совокупности с махровой уголовщиной. Такие отряды по сути представляли собой вооруженные банды, которые грабили старательские прииски, крестьян, что вызывало серьезное недовольство мирного населения.

К ноябрю 1919 г. весь юг Хабаровского уезда был покрыт сетью из 17 партизанских отрядов, вполне оформленных как боевые единицы. Все они были строго подчинены военно-революционному штабу Хабаровского уезда.

В ночь на 11 декабря в село Лермонтовка вошел партизанский отряд под руководством Ефима Гармашова, усиленный стариками - охотниками из окружных сел. Заняв деревню, они направились к станции Розенгартовке, где и произошел бой с японскими интервентами, которые потом отступили в Бикин.

Помимо грабежей и диверсии против интервентов отряд проводил расправы над людьми, которые, по их мнению, мешали делу революции. Священники входили в их число. В одну из таких расправ был убит отец Леонид Серебрянников.

Обстоятельства смерти отца Леонида

Убийство произошло на Рождество 25 декабря/7 января в 1919 г. в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район, Хабаровский край).

По словам местного жителя села Лермонтовка Романа Скородумова рассказы о мученической смерти священника он слышал еще от своей прабабушки Г. Ведьмаковой: «Однажды, рассказывая о Боге, Гликерия Игнатьевна поведала мне историю убийства лермонтовского священника Леонида Серебренникова. В 1919 году, на Рождество, после елки, организованной в приходской школе, отец Леонид был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед.

Батюшка был очень сильный и добрый. Бандиты издевались над священником, который, будучи большого роста и недюжинной силы, не сопротивлялся своим убийцам. Они прыгали на него, катились на его спине до речки, шпыняли ножами, потом заставили долбить прорубь, раздели и со словами: «Ты нас крестил, и мы тебя будем крестить» - опустили под воду.  Когда он, уже израненный, цеплялся за кромку льда, ему раздробили все пальцы на руках, потом он ушёл под воду, а утром люди выловили его тело и похоронили.

Эти факты подтверждает и Людмила Гордиенко, жительница села: «Эту историю нам рассказывал отец, даже фамилию того, кто катался на батюшке называл. Но, к сожалению, я забыла. А спросить не у кого, нет ни папы, ни мамы уже в живых».

Также информацию о смерти отца Леонида подтверждают старожилы села Лермонтовка: Иван Афанасьевич Свистильник, Иван Иванович Ежеля и Валентина Михайловна Добровая. Они рассказали, что один из жителей села участвовал в убийстве священника. Некоторые местные жители присоединялись к партизанским отрядам, которые орудовали тогда на территории Дальнего Востока .

После смерти батюшки он часто рассказывал об этом соседям, хвастался, что именно он катался у батюшки на плечах, заставляя идти до реки. Также указанные старожилы рассказывали, что отца Леонида похоронили не на кладбище, а возле храма, т к это не разрешила сделать захватившая село власть. Могила осталась безымянной, однако до сих пор почти все жители села указывают на место захоронения.

По инициативе прихожан ныне существующего храма в честь архангела Михаила села Лермонтовка в день памяти отца Леонида совершается панихида, на приходе размещен стенд с информацией о жизни священника, которого верующие считают небесным покровителем села Лермонтовка. Прихожане трепетно относятся к памяти об отце Леониде, собирают информацию, снимают ролики для распространения в местной школе, на конференциях.

В селе сохранилось здание, которое когда-то служило для нужд церковно-приходской школы, сейчас, как и сто лет назад, тут снова учатся детишки: строение с более чем вековой историей отдано под коррекционную школу. Персонал учебного заведения поделился, показывая на заросли напротив входа в школу: «Тут, говорят, церковь раньше и стояла, а за ней несколько могил. Где-то тут и отец Леонид похоронен». Недалеко – река под названием Бира, в которой утопили батюшку. Сейчас примерно в этом же месте делают купель, в которую окунаются жители села на Крещение. Здание церкви действительно было разрушено. Сохранилось описание храма, в котором служил отец Леонид. Данные взяты из письма жителя села Ивана Свистильника, где он рассказывает родным об облике и устройстве Покровского храма. «Внутри церкви было очень красиво, много икон – больших и малых, всё в позолоте, парча. Во втором зале вверх к потолку было конусообразно высоко, а на крыше большой крест, на первом зале сверху также был крест, под ним колокольня, где висели колокола, и звонарь, стоя там как в отдельной комнатушке, звонил».

Сейчас в селе новый храм, но прихожане чтят память об отце Леониде.



Новости, Новомученики