Жизнеописание священномученика Филиппа Распопова
12.02.2024
Филипп Кузьмич Распопов, крестьянский сын, родился в селе Матвеевка Бугурусланского уезда, Самарской губернии 3-го октября 1875 года. По характеру Филипп Распопов был скромным и набожным человеком. Имея намерение всего себя посвятить Богу, он, вскоре после окончания школы, поступает послушником в Свято-Никольский монастырь города Самары. Эта обитель, основанная в 1857 году и полностью разрушенная в 1930-м, располагалась на самом берегу Волги. Именно в ней юноша, по всей видимости, получает навыки чтения и пения на клиросе.
Описание монастыря можно найти в книге Петра Алабина «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города (Историко-статистический очерк)», изданной в 1877 году: «Ныне в монастыре находятся: странноприимный дом, двухэтажный, на каменном фундаменте, — довольно обширное здание; каменный, двухэтажный, на 13 саженях, корпус, в верхнем этаже которого помещается настоятель и монастырская библиотека, а в нижнем братия; полукаменный дом на 8-ми саженях, для помещения братии; деревянный, обложенный кирпичом, одноэтажный трапезный корпус; деревянный, с подвалами флигель, в котором с 1865 года устроен свечно-восковой завод; баня; погреба; подвалы; службы и скотный двор; наконец, внутри монастыря, есть кладбище, на котором, с разрешения архиерея, погребают и не принадлежащих монастырю покойников; место для сада и огорода, хотя ни того, ни другого доселе не разведено, также как нет колодца с водою. Монастырь обнесен каменною оградою с четырьмя, по углам ее, башнями».
В январе 1930 года был закрыт и разрушен главный Никольский храм. Из камней разрушенного собора в 1930 году была построена фабрика-кухня завода им. Масленникова. Это здание, которое сегодня занимают торговый центр «Пассаж», а также развлекательные центры «Сквозняк» и «Север».
О монастыре сегодня напоминают только разрушающиеся с каждым годом каменные ворота, служившие центральным входом в обитель. Говорят, что большевики не разрушили их в память о маевке, прошедшей около них в 1905 году.
Именно здесь и пребывал будущий священник, но через какое-то время Филипп осознаёт, что монашество - не его жизненный путь. Сохраняя при этом желание всецело отдать себя на служение Богу, двадцатилетний Филипп подал прошение на имя епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) о направлении его на церковноприходское служение. И архиерейским распоряжением от 14 декабря 1895 года он был переведён из Николаевского монастыря на приход в селе Тупиковка Бузулукского уезда в качестве псаломщика и учителя церковноприходской школы. А спустя два года, в 1898 году, он успешно сдает экзамен на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы, получив свидетельство об этом.
В 1900 году в России была проведена дополнительная мобилизация из-за событий в соседнем Китае – «восстания ихэтуаней», так называемого «боксерского восстания». Необходимое количество новобранцев выбиралось из общего числа призывников с помощью жребия. Вытянувший жребий должен был явиться к исполнению воинской повинности. Вот такой жребий военной службы выпал и молодому Филиппу Распопову. Таким образом, с 1900 года по жребию он проходил военную службу, и 10 декабря 1903 года по выслуге уволен в запас. За время службы Филипп Распопов был награжден светло-бронзовой медалью «За поход в Китай в 1900-1901 гг». Медалью «За поход в Китай» награждались все чины военного и морского ведомств, находившихся в пределах Китая и местностях, объявленных на военном положении, но не принимавших участие в боях.
Указом Благовещенской Духовной Консистории от 17 декабря 1903 согласно прошению принят в Благовещенскую епархию. Так резолюцией владыки Никодима, Епископа Приамурского и Благовещенского, «запасной писарь Филипп Распопов назначен чтецом и певцом в Дуйской походной церкви с правом иметь местопребывание в свободное от разъездов по миссии время в г. Хабаровске и обязательно участвовать в отправлении богослужения в Хабаровском соборе и руководить хором».
8 июля 1904 Филипп Распопов Указом Благовещенской Духовной Консистории года перемещен «для пользы службы к Буруканскому миссионерскому стану с обязательством впредь до особого распоряжения не прекращать руководить соборным хором певчих, помогать в постройке катехизаторского училища и вести письменную часть».
Служение на Хабаровской земле
А 23 июля 1904 года в Градо-Хабаровском Успенском соборе были обвенчаны «и.д.псаломщика Буруканского Миссионерского стана Благовещенской епархии, хабаровский мещанин из запасных нижних чинов Филипп Кузьмич Распопов, православного вероисповедания, первым браком, в возрасте 29 лет и дочь умершего Иркутского мещанина Николая Евфимова Савинова – Ольга Николаевна Савинова, православного вероисповедания, первым браком, в возрасте 24 лет».
Супруга Филиппа Кузьмича, Ольга Николаевна, родилась 21 июня 1881 года в Иркутске. До 15 летнего возраста жила в Иркутске при родителях. Отец умер, когда ей было 2 года от роду. В возрасте 15 лет мать привезла Ольгу Николаевну в г. Хабаровск, куда она переселилась на постоянное место жительство с братьями.
Спустя год, 4 мая 1905 года, будущий отец Филипп принят в духовное звание. 29 июня 1905 в семье Филиппа Кузьмича и законной жены его Ольги Николаевны родился сын Петр, таинство крещения которого совершил 11 июля 1905 года в Градо-Хабаровском Успенском соборе священник Иоанн Каюков.
12 ноября 1905 года Филипп Кузьмич был перемещен на свободное псаломщическое место к Градо-Хабаровскому Успенскому собору. А уже 28 января 1906 года утвержден в должности штатного псаломщика этого же собора.
11 июня 1906 года Преосвящейнейшим Никодимом рукоположен во диакона с оставлением на псаломщической вакансии при Градо-Хабаровском Успенском соборе. В том же 1906 году, а именно 7 августа, в семье Распоповых родилась дочь Вера. Таинство Крещения которой было совершено 10 августа 1906 года в Хабаровском Успенском соборе священником Иоанном Каюковым.
Через год, осенью 1907 года, отец Филипп Указом Благовещенской Духовной Консистории был назначен штатным диаконом в Градо-Николаевский Приморский собор. 23 февраля 1909 года в Николаевске-на-Амуре в семье Распоповых родился третий ребенок – дочь Надежда.
Согласно прошения, резолюцию Преосвящейнейшего Евгения, Епископа Приамурского и Благовещенского, 10 июля 1910 года отец Филипп был перемещен на новое место службы к Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви. В Хабаровске 22 марта 1911 года у отца Филиппа и матушки Ольги родилась дочь Любовь – четвертый по счету ребенок, крещение которой 3 апреля 1911 года совершил священник Хабаровской Иннокентьевской церкви Игнатий Михайлов.
10 декабря 1911 года священник при церкви села Вятского Приморской области (ныне Хабаровский край) Петр Пальчиков, ввиду неявки из отпуска от должности священника был освобожден, а вместо него на священническую должность при вышеуказанной церкви определен диакон Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви Филипп Распопов.
А 8 января 1912 года Филипп Кузьмич, определенный на священническое место к церкви с. Вятского, Приморской области, епископом Приамурским и Благовещенским Евгением рукоположен в сан священника.
Там, в Вятском, 1 мая 1912 года, в семье Распоповых родился пятый ребенок – дочь София. Для совершения таинства крещения которой в село Вятское приехал настоятель Градо-Хабаровского Успенского Собора протоиерей Геннадий Евсевиев.
В 1913 году Россия праздновала трехсотлетие царствующей династии Романовых. Все состоявшие на службе к 21 февраля 1913 года священнослужители монашествующего и белого духовенства получили право носить на груди на Владимирской ленте учрежденный 24 января 1913 года знак в виде золотого креста. В память об этом событии отец Филипп был удостоен бронзовой медали в честь 300-летия дома Романовых.
В ноябре 1914 года священник Филипп Распопов был переведен на Свято-Троицкий приход села Доле-Троицкое с сохранением за ним временного окормления и прежнего Покровского прихода в селе Вятское. Здесь отец Филипп служил более пяти лет, до самой своей мученической смерти. Здесь же у них с матушкой Ольгой Николаевной родилось еще двое детей: сыновья – Павел и Иннокентий.
Просветительское и миссионерское служение отца Филиппа Распопова
Изучив послужные списки отца Филиппа можно говорить о том, что свое просветительское служение он начал куда гораздо раньше, чем пастырское. Ведь уже в двадцатилетнем возрасте он преподавал в церковно-приходской школе села Тупиковка Бузулукского уезда. И можно сказать весьма успешно – ведь 30 сентября 1896 года Самарским владыкой Гурием ему была выражена особая архипастырская благодарность «за бескорыстное и весьма усердное занятие в церковно-приходской школе» и выдана архиерейская грамота. А в 1898 г. Филипп Распопов, как указывалось ранее, сдал экзамен на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы и получил соответствующее свидетельство.
В дальнейшем на протяжении всей жизни, где бы не приходилось служить отцу Филиппу, свое пастырское служение он сопровождал просветительской деятельностью.
Когда в октябре 1907 года он был направлен штатным дьяконом в Свято-Никольский Приморский собор города Николаевска-на-Амуре, то уже через год Николаевским Попечительным советом он также был назначен на должность законоучителя в Пьянковское народное училище, построенное на деньги фонда купца Иннокентия Павлиновича Пьянкова. В этой должности батюшка состоял два года, то есть вплоть до своего отъезда из Николаевска.
В селе Вятское, где после рукоположения в сан иерея ему предстояло прослужить почти три года, отец Филипп также преподавал Закон Божий для местных детей. А в дальнейшем, постановлением инспектора народных училищ Хабаровского района от 15 сентября 1914 года, был назначен законоучителем Троицкого училища.
Его просветительская деятельность не ограничивалась только преподаванием. Отец Филипп старался дать образование и своим детям. В 1916-1917 учебном году его старшие дети Петр и Вера были воспитанниками 1 класса Благовещенского духовного училища, соединенного с Благовещенской духовной семинарией, и 1 класса Благовещенского епархиального женского училища.
Отец Филипп был действительным членом Иоанно-Богословского Братства вспомоществования недостаточным воспитанникам Благовещенской Духовной Семинарии и соединенного с ней Духовного Училища. Братство имело своей целью оказывать материальную помощь нуждающимся воспитанникам семинарии и училища.
Члены Братства разделялись на почетных, пожизненных и действительных. К числу почетных членов принадлежали духовные и светские лица, пожертвовавшие в пользу Братства единовременно не менее 100 рублей, пожизненные – не менее 50 рублей и, наконец, действительные – сделавшие годовой взнос в пользу Братства от 3-х до 49-ти рублей.
Но пусть была невелика жертва со стороны отдельных лиц, но существенно важно, что духовенство в лице своих представителей, в том числе таких простых, как и отец Филипп, отзывалось на призыв Братства собственными посильными пожертвованиями.
Отзывался отец Филипп и на воззвания в сборе пожертвований в пользу русских военнопленных, находящихся во вражеских странах, деньгами, бельем, одеждою, обувью. 3 декабря 1916 года выражена ему Архипастырская благодарность за сбор пожертвований на нужды войны. 18 марта 1917 года «за труды по сбору на нужды военнопленных вещевых пожертвований в приходе церкви с. Доле-Троицкого, священнику Филиппу Распопову выражается Архипастырская благодарность, а на жертвователей призывается Божие благословение».
В селе Вятском, где отец Филипп прослужил почти три года, помимо приходского служения он подвизался на поприще миссионерства – проповедовал Евангелие коренным народам Приамурья. (14 Русское селение Вятское на берегу Амура. Недалеко от Хабаровки, 1900).
В своем высоком значении миссионерство - проповедь православного вероучения среди людей, не просвещенных светом Христа. Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей, как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).
Вот как описывает нелегкий труд миссионера в Благовещенской епархии протоиерей С. Тихвинский: «При таком положении дел, что может сделать миссионер для инородцев? Вся его деятельность ограничивается одними требоисправлениями. Здесь будет уместно сказать об общих приемах, употребляемых миссионером, при посещении инородческих стойбищ. Эти приемы, при незначительных ежегодных изменениях, почти тождественны, а именно: приезжая в стойбище миссионер, собрав население к стойбищному кресту, служит водосвятный молебен, допуская жителей к лобзанию святого креста и, окропляя подходящих святою водою. Разоблачившись и оставаясь в одной епитрахили, миссионер посещает юрты стойбища, окропляя все по пути святою водою. Возвратившись к месту молебна, миссионер совершает требы: крестит, отпевает раньше умерших и пр. При благоприятных условиях, в юрте старосты священник предлагает слушателям беседу. Если вопросы требуют не разрешения миссионера, а содействия или защиты инородца, миссионер успокоит инородца, записав его просьбу, оказывает возможное содействие. Беседуем о промысле Божием, о преимуществе христианства перед язычеством и прочем».
Подобным образом и отец Филипп нес Слово Божие людям, которые еще не слышали православного свидетельства. В тех условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре.
Отец Филипп Распопов нес не только пастырское служение, но и осознавал возложенную на него ответственность просветительского и миссионерского служения, и это было, скорее всего, выражением его внутренней потребности.
Обстоятельства мученической смерти отца Филиппа
После октябрьской революций 1917 года и с началом Гражданской войны, Приамурье периодически переходило «из рук в руки». Белые и красные вели здесь друг с другом непрерывные бои, и каждая из сторон — с переменным успехом. По свидетельству матушки Ольги, однажды отец Филипп с риском для себя и своей семьи укрыл в своём доме офицера-белогвардейца, спасая его от расправы со стороны красных партизан. И это дело милосердия приблизило будущего священника к его Голгофе...
В конце 1919 года село Троицкое оказалось на пути красного партизанского отряда, шедшего вдоль берега реки со стороны Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, под командованием Якова Тряпицына и Нины Лебедевой. По дороге они жестоко расправлялись со всеми, кого можно было заподозрить в сочувствии к Белой армии. Войдя в Троицкое, они откуда-то узнали о том, что местный священник укрывал белогвардейца. Видимо, кто-то из односельчан отца Филиппа выдал его. Красные партизаны и без того обычно не упускали случая казнить священников и монахов: за пять лет Гражданской войны ими на Дальнем Востоке было убито очень много представителей духовенства. Причём убито самыми зверскими способами. Никакого повода для этих казней, кроме принадлежности человека к ненавистным революционерам «поповскому сословию», обычно не требовалось.
Незадолго до трагических событий 12 ноября 1919 г. на Анастасьевской конференции был избран военно-революционный штаб Хабаровского и Николаевского районов. Вопрос снабжения партизан продовольствием военно-революционный штаб предполагал решить путём мобилизации ресурсов ещё почти не затронутых гражданской войной старожильческих деревень нижнего Амура. Для этого было решено часть партизанских сил отправить на Нижний Амур. Командующим экспедиционным отрядом был назначен Тряпицин.
Для установления надёжного контроля над сельским населением со стороны партизанского штаба во всех занятых партизанами сёлах и деревнях решено было создать временные органы власти — революционные комитеты - ревкомы. Для руководства непосредственной организационной работой с населением, формирования таких органов и вылавливания активных противников партизанского движения, изыскания продовольствия и обмундирования, сбора оружия и патронов вниз по Амуру были направлены члены ревштаба М. Попко, И. Жуков и Н. Лебедева. Для выполнения этой работы им была выделена особая агитгруппа и небольшая охрана. Партизанский отряд Тряпицина состоял тогда из 35 человек (по другим данным - 19 человек).
Первым пунктом остановки партизан было село Вятское, где И. Жуков, Н. Лебедева и Я. Тряпицын с отрядом остановились, а М. Попко с небольшой агитгруппой уехал вперёд, в Елабугу. Впервые на Амуре проявился буйный нрав Тряпицына, когда он, по словам Д.И. Бойко-Павлова, «избил и живым пустил под лёд священника, в деревне Вознесенское избил двух мужиков, застрелил бывшего жандарма в Верхне-Тамбовке. «Избитый и пущенный под лед священник» - это и есть отец Филипп Распопов, настоятель храма Святой Троицы в селе Доле-Троицкое (ныне с. Троицкое) и храма Покрова Божией Матери в селе Вятское.
23 ноября по старому стилю, или 6 декабря по-новому, партизаны ворвались в дом Распоповых, где батюшка жил со своей супругой и маленькими детьми. В лютый мороз они вытащили отца Филиппа на улицу почти без одежды и поволокли его к Амуру. Там, на речном льду, они в течение долгого времени издевались над ним: оскорбляли, били. И никто из запуганных красными партизанами сельчан не решился вступиться за своего пастыря, боясь той же участи... В итоге отца Филиппа опустили в прорубь, под лед, где он и принял мученическую кончину. По свидетельствам очевидцев, батюшка держался достойно и не отрекся от веры.
Односельчане помнят это событие, произошедшее с отцом Филиппом. По словам жительницы села Троицкое Светланы Борисовны Хохровой, праправнучки старожил Городиловых, ее родители Борис Давыдович и Валентина Васильевна рассказывали о священнике Филиппе Распопове и расправе над ним через утопление в реке Амур.
Люди Тряпицына и Лебедевой любили казнить через утопление, поскольку такой способ расправы позволял им экономить патроны. Дойдя до Николаевска и захватив его, они утопили в бухте огромное количество горожан, среди которых был и служивший там протоиерей Серапион Черных. Зверски расправившись с большей частью жителей города, они через некоторое время сожгли дотла сам Николаевск, не оставив от этой дальневосточной жемчужины и камня на камне. Жестокость Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ужаснула даже их собратьев из других красных отрядов. За массовые казни мирного населения Тряпицын и Лебедева были арестованы, преданы суду и расстреляны их собственными соратниками. Произошло это 9 июля 1920 года, спустя семь месяцев после их расправы над священником Филиппом Распоповым.
Ранней весной 1920 года, когда вскрылся Амур, некий безвестный рыболов обнаружил в воде недалеко от Троицкого тело отца Филиппа. Но попытки его похоронить встретили жесткое сопротивление со стороны власти. Даже мёртвый священник был страшен для них. Они заставили рыболова отвезти тело подальше от берега и пустить вниз по течению. Так, могилой отца Филиппа стала река Амур. По устным свидетельствам старожилов села Троицкое, вскоре после убийства священника безбожники уничтожили иконы, находившиеся в церкви, а её колокола утопили в Амуре, напротив села, ближе к противоположной стороне реки. После установления на Дальнем Востоке советской власти храм был превращён в клуб, и, в надругательство над святыней, вход в него был сделан через алтарь.
После гибели отца Филиппа сведения о дальнейшей судьбе его семьи можно получить от племянницы матушки Ольги Николаевны - О. Н. Скворцовой, а также исследуя личные дела членов семьи Распоповых из «Главного бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии», которые хранятся в фондах Государственного архива Хабаровского края.
Вдова с детьми перебралась в Харбин к младшему брату Ольги Николаевны – Николаю Николаевичу Савинову. В этом китайском городе были и православные храмы. Распоповы, имевшие прекрасные голоса, пели на клиросе в Благовещенском и Никольском соборах Харбина. Старший сын отца Филиппа, Петр Филиппович, уже переехав в Америку, в Сан-Франциско, долгое время служил регентом хора Свято-Троицкого кафедрального собора и даже сам сочинял духовные произведения. Живя в Харбине, Петр работал конторщиком в Германской фирме Сименс-Шукерт, а с 1934 года – являлся регентом в Сатонской церкви. В поселке Ченхэ он был регентом церковного хора и преподавателем пения поселковой школы. Затем - псаломщик и преподаватель пения в Гимназии на станции Ханьдаохецзы. С августа 1941 по 1944 гг. преподавал пения в 4-й городской школе. В ноябре 1940 года Петр Филиппович венчался с Клавдией Федоровной Томашевой в Свято-Иверской Градо-Харбинской церкви, регентом которой он был с 1939 по 1944 год.
Матушка Ольга в Харбине работала поденщицей, какое-то время получала пособие от Епархиального совета. Потом жила на иждивении детей. Скончалась Ольга Николаевна в Харбине в 1944 году в возрасте 63 лет. Дочери отца Филиппа и матушки Ольги учились на казенной счет, пели в Соборе, шили в мастерской.
Память об отце Филиппе была восстановлена и на его родине. В селе Матвеевка Самарской области, где родился отец Филипп, знают и помнят о священнике. В местном храме отца Филиппа молитвенно почитают в дни его кончины и рождения.
В приамурском селе Троицком почитание отца Филиппа началось сразу же после возрождения там литургической жизни в середине 90-х гг. В 2007 году во время миссионерского сплава по Амуру, возглавляемого архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, в селе Троицком, где служил и принял мученическую кончину иерей Филипп Распопов, ему был совершён молебен. Традиция служения молебнов в Свято-Троицком приходе этого села продолжается и поныне. В новопостроенном храме уже много лет находится фотография отца Филиппа, около фото распечатано и размещено жизнеописание священника.
30 июня 2022 года в селе Троицком, административном центре Нанайского района Хабаровского края, митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий в сослужении епископа Ванинского и Переяславского Аристарха освятил установленный по инициативе Хабаровской епархии поклонный крест в память о священнике Филиппе Распопове. В торжествах принял участие губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, подчеркнув, что память о мужестве и вере хабаровского священника должна жить в современности и передаваться в будущее, чтобы ужасные ошибки прошлого не повторились.