О важности для христианина общественного богослужения
Рыжов Максим11.12.2010
Проповедь студента 4 курса Хабаровской духовной семинарии Рыжова Максима, произнесенная в домовом храме семинарии 11 декабря 2010 г.Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Иисус Христос обличал законников Своего времени за то, что они возводили ритуалы и обряды на уровень высшей религиозной добродетели и учил, что единственное достойное служение Богу есть служение "в духе и истине" (Иоан. 4:24). Обличая законническое отношение к субботнему дню, Христос сказал, что "суббота для человека, а не человек для субботы" (Марк. 2:27). Самые суровые слова Спасителя обращены против фарисейской приверженности к внешнему обрядовому благочестию. Но с другой стороны, Сам Христос посещал Иерусалимский храм, проповедовал и молился, а Его примеру следовали апостолы и ученики.
Христианство, частично восприняв богослужение Иерусалимского храма, не только не отбросило обрядовую сторону богослужения, но со временем установило свой собственный относительно сложный богослужебный чин. Нет ли здесь явного противоречия между словами Спасителя и современным устроением богослужения? Не достаточно ли христианину молиться частным образом? Ведь порой некоторые люди заявляют, что они христиане в душе и не испытывают потребности ходить на богослужение в храм, т.к. "Дух дышит, где хочет" (Иоан. 3:8), а следовательно Господь слышит их молитвы в любом месте.
На данное заявление можно ответить словами св. прав. Иоанна Кронштадского: «Если многие из христиан не любят Церкви и богослужения, то потому, что их души не готовы, не расположены к этой любви, не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий, и потому, что не знают Церкви, ее смысла, ее духа, ее цели».
По непреложным духовным законам вера только в душе вскоре становится отвлеченной, не жизненной верой. Для того чтобы вера стала жизненной, она должна осуществляться в жизни. Как этому нас научает св. апостол Иаков следующими словами "как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:26). Молитвенное участие в храмовом священнодействии – это проявление веры в нашей жизни. И всякий человек, кто не только думает о вере, а живет верой, обязательно будет участвовать в литургической жизни Христовой Церкви, ходить в храм, знать и любить чинопоследование богослужений Церкви.
Христос говорил: "Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Богослужение можно назвать средоточием всей духовной жизни христианина. Когда множество людей воодушевлены общей молитвой, вокруг них создается духовная атмосфера, способствующая искренней молитве. В это время верующие входят в таинственное, сакраментальное общение с Богом – необходимое для подлинной духовной жизни. Святые Отцы Церкви учат, что как ветка, отломившаяся от дерева, засыхает, не получая соков, нужных для ее дальнейшего существования, так и человек, отделившийся от Церкви, перестает получать ту силу, ту благодать, которая живет в богослужениях и Таинствах Церкви и которая необходима для духовной жизни человека.
Богоносные Отцы, руководимые Святым Духом, на протяжении нескольких веков создавали современный чин Всенощного бдения. Мы привыкли видеть и слышать эту святую службу, и потому не всегда живо чувствуем ее глубину, духовную силу и важность. Но не по нашим чувствам, часто вялым и слабым, следует судить о ней. «Мы думали, что на небесах стоим и слышим Ангельские голоса», — говорили послы св. князя Владимира, которые в первый раз в простоте сердца услышали службу и увидели священнодействия Православной Церкви. Воистину в эти святые минуты Церковь воинствующая соединяется в своем молитвенном порыве с Церковью Торжествующей и Ангелы на небесах, а люди на земле прославляют всесвятое имя Божие.
Будем же дорогие отцы, братья и сестры, помнить о том, что мы по природе свои Богу, как созданные по образу и по подобию Его, и никого нет к нам ближе и роднее, чем Господь Бог. Но грех отчуждает нас от Бога, охлаждает к Нему наши сердца, в которых должен гореть пламень чистой, искренней любви к нашему Творцу. В то время как через богослужение мы вступаем в тесный союз с Богом, присвояемся Ему. Ведь все богослужение Православной Церкви устроено таким образом, чтобы истинный христианин жил уже здесь на земле жизнью небесной, святой, в непрестанном служении и благоугождении Богу, в соединении с Богом, в сообществе с Ангелами небесными и со всеми святыми. Постараемся же и мы приобщится к сонму таковых истинных христиан, в чем да поможет нам Господь и укрепит своею благодатью. Ему же со Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение.