Хабаровск православный Журнал О подражании Божьему милосердию

О подражании Божьему милосердию

Иерей Алексей Малов

21.12.2010

Проповедь студента пятого курса Хабаровской духовной семинарии иерея Алексея Малова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

В евангельском отрывке, положенном для чтения в этот день Святыми Отцами Церкви повествуется о чудесном исцелении десяти прокаженных, из которых лишь один вернулся поблагодарить Христа, да и то, тот, который был отверженным всеми иноплеменником. Об остальных нет более ни слова, кроме вопроса Иисуса: «Где же девять?» Обыкновенно мы рассматриваем этот эпизод как побуждение к благодарности, недаром данный отрывок читается на благодарственном молебне. Но есть здесь и иные грани. Одна из них — это изумительное милосердие Божие!

Господь не гневается на тех, кто, получив исцеление от болезни, тут же погрузился в повседневную рутину. Он не осуждает их, не грозит проклятьями, не говорит о том, что этот дар будет отнят от них за неблагодарность. Это изумляет и заставляет в трепете замереть перед таким явлением Божией любви, которая ничего не желает, кроме как отдавать до конца. Ведь мы часто, сделав что-либо доброе нашему ближнему словно требуем от него признательности. Желаем, чтобы это наше доброе дело или наше доброе отношение побуждало его к подобному отношению и к нам. И естественно, ожидая и не получая, мы разочаровываемся в добром поступке, в благожелательности или в самом нашем ближнем. Раздражение и обида перекрывают всякое желание повторить подобное.

Но вот апостол Лука приводит слова Христа, Который видит перед своими ногами в благодарном сокрушении лежащего человека. Этот человек одним своим поступком обличает прочих, забывших уже, что были больны и поспешивших заняться поскорее житейской суетой. Христос удивляется и говорит: «Где же девять? Как же они не возвратились воздать славу Богу?» Вот Божие отношение. Это лишь удивление, переживание, боль за тех, кто думает только о том, как поудобнее утроиться в этой жизни. В свете такого отношения мы, подобно тем девяти, обличаемся в нашем отношении к другим. Несомненно, что среди нас есть и самарянин, то есть тот, кто внешне кажется другим хуже, чем прочие. Однако внутренне, сокровенно для всех, он имеет пламенеющее благодарностью Богу сердце за то, что Он его помиловал и Жертвой Своей освободил от греха и смерти. И это делает его способным, подобно Христу, не осуждать, но делать добро бескорыстно, лишь только скорбя и удивляясь, видя человеческую неблагодарность и суетность.

Теперь перед нами стоит выбор, ибо слово Христа это всегда призыв к тому, чтобы определиться в своем отношении к жизни и окружающим. Еще в Ветхом Завете мы встречаем слова Господа: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор 30. 19). Так и здесь предложено нам два пути, но только один из них — путь подражания милосердию Божьему — может по-настоящему обрадовать человека, сделать его счастливым и прекрасным — таким, каким задумал его Господь. Изберем же жизнь. Аминь.

Василий Морозов«Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, Богословие