Митрополит Артемий принял участие в пленарном заседании краевой Августовской конференции работников образования
Информационный отдел Хабаровской епархии13.08.2024
13 августа 2024 года состоялось пленарное заседание ежегодной Августовской конференции работников образования, которую посетил митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий.
Августовская конференция – это форум педагогической общественности, на котором задаются векторы развития образования в Хабаровском крае, определяются ключевые идеи на будущий учебный год. Также презентуются лучшие практики и инновации в образовательных организациях. Не остаются без внимания актуальные проблемы обучения и воспитания, проектируются пути их решения.
В этом году конференция на тему «Семья и образование: качество обучения и воспитание будущего Хабаровского края» собрала лучших специалистов в области образования со всего региона, и стало важным этапом подготовки к новому учебному году.
Из первых лиц на мероприятии присутствовали: врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин, председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Зикунова, министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.
В ходе конференции была проведена торжественная церемония награждения представителей педагогической общественности края и участников пленарного заседания.
С приветственным словом к участникам обратился митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий:
- Уважаемые Дмитрий Викторович, Ирина Валерьевна, Виктория Георгиевна, дорогие участники конференции.
Прежде всего хочу поблагодарить Вас за возможность встречи с Вами в рамках августовской конференции и поздравить Вас с наступающим большим христианским праздником - Преображения Господня. Это очень знаменательно, что наша конференция проходит в эти дни.
Сегодня, в это кризисное для нашего Отечества время, мы не можем не коснуться традиционного духовно-нравственного воспитания как основного регулятора развития всей системы образования. Именно сейчас очень важно выстраивать образовательный процесс по двум направлениям – науки и религии. И это актуально не только для верующих людей, посещающих храмы и живущих в соответствии с религиозными традициями, но и для всего нашего народа. Для нас нравственная культура веками формировалась именно религией.
Ключ к тому, на что необходимо обращать внимание в ходе учебного процесса, мы находим в словах Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). Хочу здесь также процитировать слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум… На сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно зажечь в нём чистый пламень жизни, чтобы он горел и не угасал, давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека».
Эти задачи можно и нужно пытаться решить через усиление воспитательной работы. Одна из них — формирование у мальчиков и девочек правильного представления о своем предназначении, а также об отношениях между полами. Это включает понимание того, что мужчине предстоит нести ответственность за семью, при необходимости защищать Отечество, а женщине - стать матерью и хранительницей домашнего очага. Уверен, что для большинства наших сограждан актуален именно такой взгляд на вещи.
Важнейшая воспитательная цель школы состоит в том, чтобы для юношей и девушек был понятен и дорог идеал крепкой и высоконравственной семьи, члены которой исполнены ответственности и жертвенны по отношению друг ко другу. Тема семьи, требует особого внимания и вдумчивого подхода. Тем более, что здесь на пути педагога немало сложностей, многие семьи находятся сегодня в состоянии глубокого кризиса, о чём можно судить и по статистике разводов, и по широте распространённости так называемых «гражданских браков», что по сути является блудным сожительством. Наша задача состоит в том, чтобы, несмотря на неблагоприятный фон в средствах массовой информации и агрессивную, противоположную по содержанию настроенность массовой культуры, отстаивать похвальность хранения девственности до брака, разъяснять благословенность чадородия и недопустимость абортов, что является убийством во чреве. Надо прямо говорить, ссылаясь на апостольский авторитет: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В ходе доклада владыка выразил обеспокоенность по поводу распространения нецензурной брани в нашем обществе, в том числе среди школьников.
- «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11, 11). Так сказал Премудрый Соломон. Это значит, что наше благосостояние в том числе зависит и от нашей речи. Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога. Человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве, и, если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека и общества.
Также владыка отметил, что одно из направлений взаимодействия Церкви и школы – это преподавание модуля «Основы православной культуры».
- Хочется отметить, что последние годы при поддержке Правительства этот модуль больше и больше получает распространение в нашем крае. Так в 2020 году в нашем крае 24% четвероклассников изучали этот модуль, а в 2024 – 46%. Есть возможность двигаться дальше. При поддержке Правительства Хабаровского края в прошлом году разработано новое учебное пособие по ОПК с региональным компонентом. Очень надеемся, что очень скоро данное учебное пособие будет издано, и наши дети начнут по нему учиться!
В заключение своего приветствия владыка Артемий пожелал Божией помощи в трудах педагогов и призвал на всех благословение Божие, после чего пригласил педагогов в Спасо-Преображенский кафедральный собор на Божественную литургию в праздник Преображения Господня.
Отметим, что на форуме в течение двух дней работают многочисленные тематические площадки, где рассматривались вопросы взаимодействия семьи и школы, улучшения качества обучения, воспитания и развития школьников. Эти площадки стали местом для обсуждения актуальных вызовов и поиска новых подходов в педагогической деятельности.