«О Кресте»
Селиванов Дионисий15.12.2010
Проповедь студента 3 курса Хабаровской духовной семинарии Селиванова Дионисия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, отцы, братья и сестры, мы празднуем память святого апостола Андрея Первозванного. Святой апостол Андрей был родом из галилейского города Вифсаиды. Первоначально он был учеником святого Иоанна Крестителя. Когда святой Предтеча, указывая на мимоидущего Христа сказал: "Се агнец Божий, вземляй грехи мира" (Ин. 1, 29), он пошел за Христом, и стал Его первым учеником, отчего и назван Первозванным. Позже он привел ко Христу своего брата Симона, названного потом Петром.
После того, как апостолы, восприяв благодать святого Духа, рассеялись по Земле, святой Андрей отправился на проповедь. Он обошел многие страны Азии и Европы. Исходя из Иерусалима, он совершил три больших путешествия, главным образом в страны, расположенные вдоль берегов Черного моря. По преданию, во время третьего путешествия святой Андрей побывал на территории Скифии. Позже эта территория стала частью Русского государства. На киевских горах он водрузил крест, сказав, что в этих местах воссияет благодать Божия.
Мученическую смерть апостол Андрей принял в городе Патры в Греции на полуострове Пелопоннес. Здесь, после его проповеди, во Христа уверовало всё население, в том числе жена местного правителя Егеата Антипата. Разгневанный правитель предал апостола мучительной казни на кресте. При этом он приказал не прибивать ему руки и ноги гвоздями, а привязать веревками, чтобы апостол, оставаясь в живых, принял больше мучений.
Святой Андрей и с креста продолжал проповедовать, к нему собирались тысячи людей, требовавших, чтобы Егеат освободил невинного страдальца. Но святой укреплял христиан и уверял, что эти временные мучения – ничто в сравнении с небесным воздаянием за них.
На второй день правитель, убоявшись народа, приказал снять с креста святого апостола, но чудесная сила не давала людям даже прикоснуться ко кресту. Перед тем, как апостол Андрей испустил дух, его осиял свет с неба и сиял вокруг него некоторое время.
Итак, отцы, братья и сестры, мы видим, как упорно противился святой Апостол попыткам снять его с креста, как твердо стремился послужить Богу мученической кончиной, исполняя заповедь, которую слышал от Господа: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф 16, 24). Почему же мы не следуем примеру святого и стремимся при первой же возможности избавиться от своего креста? Почему мы забываем о том, что с креста не сходят, с креста снимают?
В свое время все мы, поступив в семинарию, взяли на себя крест, выражающийся в прилежной учебе, добросовестном исполнении послушаний, уважении к начальствующим и друг к другу. Но часто мы ропщем на, как нам кажется, неимоверную тяжесть послушаний, на то, что преподаватели слишком много задают и слишком много требуют. И при первой возможности мы сходим со своего креста, увиливая от послушаний, не готовясь к занятиям. Как только появляется хоть капля свободного времени, мы бежим в город и окончательно даем волю своим страстям.
Мы готовы оправдаться тем, что мы еще молоды, что пройдет время, и мы изменим свою жизнь, что мы вновь вернемся к своему кресту и никогда уже с него не сойдем.
Может быть. Но захочется ли нам возвращаться к нему? Если сейчас, когда мы молоды, мы говорим, что не в силах его нести, справимся ли мы, когда сил у нас будет еще меньше?
Будем же, братья, тверды в своём желании претерпеть всё до конца, и да не оставим никогда свой крест, который старец Паисий Святогорец называет лестницей, возводящей человека от земли на небо.
Да поможет нам в этом всесильный Господь молитвами апостола Своего Андрея Первозванного. Аминь!
«Православие на Дальнем Востоке»